История полярных исследований / Экспедиции / Русские правительственные экспедиции В. Я. Чичагов... /

Русские правительственные экспедиции В. Я. Чичагова (1765—1766)

корабли ЧачаговаВо второй половине XVIII века русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Центральный Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий.

Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Изучив историю полярного мореплавания и собрав все имевшиеся к тому времени сведения по физической географии полярных стран, Ломоносов в 1763 г. написал сочинение, озаглавленное «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

Основываясь на направлении течений, замеченных около Шпицбергена, и на предполагаемом движении льдов, а также опираясь на созданную им теорию электричества, по которой частые северные сияния указывают на существование открытого моря, Ломоносов полагал, что летом между Шпицбергеном и Новой Землей океан очищается от льдов и на широте около 80° на многие сотни километров в восточном направлении находится чистая вода. Ученый был убежден, что по этому пути легко можно пройти до Берингова пролива, а оттуда — в Восточную Индию.

В декабре 1763 г. план Ломоносова был рассмотрен и одобрен Комиссией российских флотов и адмиралтейского правления. Уже в конце декабря Комиссия вызвала в Петербург четырех архангельских промышленников-поморов, имевших опыт полярных плаваний. С их помощью Ломоносов доработал свой проект, и в марте 1764 г. он был передан в Адмиралтейств-Коллегию

Для плавания кораблей Ломоносов сформулировал подробные инструкции и руководства, среди которых были «Заметки о снаряжении экспедиции» и «Примерная инструкция морским офицерам, отправляющимся к поисканию пути на восток Северным Сибирским океаном». Ученый разработал также план научных наблюдений экспедиции, по его проекту в мастерских Академии наук и Адмиралтейства была изготовлена часть мореходных инструментов.

В мае 1764 г. Екатерина II подписала секретный высочайший указ Ее Императорского Величества об организации экспедиции для поиска морского пути из Архангельска через Северный Ледовитый океан к берегам Камчатки. Центром организации и снаряжения экспедиции стал Архангельск. Особую роль в этом играла Архангельская контора над портом, возглавляемая участником первой Камчатской экспедиции Петром Чаплиным.

Летом 1764 г. флотилия из шести судов под командованием лейтенанта Михаила Немтинова отправилась на Шпицберген для оборудования базы на случай вынужденной зимовки экспедиции. На берегу залива Кломбай (Бельсунн) были построены бревенчатые изба, баня и амбар. На этой базе на зимовку осталось 16 человек под командованием унтер-лейтенанта Моисея Рындина. По инструкции Ломоносова зимовщики должны были проводить на базе метеорологические наблюдения, однако организовать их не удалось из-за неподготовленности наблюдателей. Тем не менее это была первая попытка организации метеорологической станции на Шпицбергене. Отряд Немтинова, организовав базу для будущей экспедиции, благополучно вернулся в Архангельск.

Руководство основной экспедицией было возложено на капитана 1-го ранга Василия Яковлевича Чичагова. В городе Коле были построены специальные суда с двойной наружной обшивкой для защиты от льда. Командиром флагманского судна был назначен Чичагов, двумя другими командовали капитан 2-го ранга Никифор Панов и капитан-лейтенант Василий Бабаев. Суда получили названия по именам их командиров („Чичагов”, „Панов” и „Бабаев”). 

В начале мая 1765 г. суда экспедиции, на борту которых было 178 человек, вышли из Кольского залива на северо-запад. Им предписывалось пройти от Шпицбергена севернее гренландских и американских берегов и дойти до Камчатки. 12 мая корабли миновали Нордкап и взяли курс на север. Баренцево море встретило их непогодой и сильными ветрами, временами путь преграждали льды, затруднявшие продвижение. 17 июня суда бросили якорь в заливе Кломбай на Шпицбергене. Спустя неделю, пополнив запасы продовольствия, путешественники предприняли попытку продолжить плавание, но, встретив большое количество льда при выходе из залива, вынуждены были остановиться. Лишь 3 июля суда смогли выйти на открытую воду и возобновить путешествие. Карта Чичагов

От Шпицбергена экспедиция направилась на северо-запад — к берегам Гренландии, однако, встретив непроходимые льды, вновь повернула к Шпицбергену и 23 июля достигла самой западной оконечности архипелага (80° 25′ с. ш.). Пробиться сквозь льды севернее этой точки суда так и не смогли. Чичагов, посоветовавшись с командирами судов и офицерами, принял решение о нецелесообразности дальнейшего плавания. 20 августа экспедиция вернулась в Архангельск.

Высшие военно-морские круги России выразили неудовольствие результатами похода, отметив, в частности, что Чичагов недостаточно настойчиво искал Северо-Западный проход. В январе 1766 г. Адмиралтейств-Коллегия приняла решение о повторении плавания. Руководителем экспедиции вновь был назначен В. Я. Чичагов.

В Архангельске суда экспедиции были подготовлены для нового арктического похода. В конце октября они прибыли в Колу на зимовку. В мае 1766 г. суда вышли из Колы и взяли курс на остров Медвежий. 31 мая корабли подошли к Кломбаю, однако льды не позволили войти в залив. Суда направились дальше — на север. Условия похода были тяжелыми: держались туманы, дул холодный ветер, шли непрерывные дожди, сменяющиеся снегопадами, такелаж на кораблях обледенел.

Суда держали курс к берегам Гренландии. 16 июня Чичагов увидел вдалеке землю, но оказалось, что это были лишь плотные облака у горизонта. Так и не увидев гренландских берегов и вновь попав в непроходимые льды, экспедиция повернула к Шпицбергену. В течение недели суда пережидали непогоду в заливе Кломбай, а 29 июня возобновили плавание на север. 16 июля путешественники достигли самой северной оконечности Шпицбергена (79° 50′ с. ш.), а на широте 80° 30′ были остановлены тяжелыми льдами, простиравшимися далеко на север. Прохода к полюсу не было, и Чичагов вновь принял решение о возвращении на родину.

В течение десяти дней суда медленно продвигались на юг. 11 августа на подходе к Кломбаю они встретились с судном Немтинова, прибывшим, чтобы забрать оставленных на базе зимовщиков во главе с Рындиным. Немтинов должен был сменить их еще летом 1765 г., но из-за тяжелых льдов не смог войти в залив. В результате партия Рындина оказалась в весьма тяжелых условиях. Из-за нехватки продовольствия люди болели цингой, к лету 1766 г. половина зимовщиков умерла. Остальные вместе с Рындиным были доставлены в Архангельск.

10 сентября 1766 г. экспедиционные суда «Чичагов», «Панов» и «Бабаев» бросили якорь в Архангельске. В рапорте Чичагова, направленном в Адмиралтейств-Коллегию, был сделан вывод о невозможности открытия Северо-Западного прохода. Адмиралтейств-Коллегия согласилась с доводами руководителя экспедиции и приняла решение о прекращении поисков «проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». 26 сентября 1766 г. Екатерина II подписала указ об окончании экспедиции и выдаче денежных наград Чичагову и другим участникам плавания.

Несмотря на то что экспедиция Чичагова не выполнила поставленных перед ней задач, она внесла значительный вклад в развитие арктического мореплавания. Экспедиция достигла рекордной по тем временам широты к северу от Шпицбергена. Кроме того, это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. Ее участниками были выполнены геофизические, океанографические и метеорологические наблюдения по специальной программе, разработанной М. В. Ломоносовым, были проведены наблюдения над течениями и дрейфом льда в Гренландском море, взяты пробы грунта, во многих местах измерены глубины, описан животный и растительный мир Шпицбергена.

«…С морской точки зрения обе экспедиции Чичагова были проведены безукоризненно. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и туманах все время держались вместе. Что же касается маршрута, предложенного Чичагову, то теперь мы знаем, что задача, поставленная ему Ломоносовым, невыполнима» (Н. Н. Зубов).

 

М.В. Дукальская,

заместитель директора по науке РГМАА

Контактная информация:

199397, Россия, С.-Петербург,
ул.Беринга, 38 (ААНИИ)
тел.: +7 (812) 352-2735