История полярных исследований / Персоналии / М.М. Сомов /

М.М. Сомов

Сомов largeМихаил Михайлович Сомов (1908—1973гг.)

Михаил Михайлович Сомов родился 7 апреля 1908 г. в Москве в семье студента естественного отделения физико-математического факультета Московского университета. Отец Михаила Михайловича — Михаил Павлович — после окончания Университета в течение нескольких лет работал редактором в издательстве Сытина. Мать — Елена Николаевна (урожденная Шатова) — в молодости занималась литературными переводами, затем сосредоточила свое внимание на ведении хозяйства и воспитании детей (кроме сына, Михаила, в семье было еще две дочери — Надежда и Елена).

 

В 1910 г. Министерство земледелия объявило конкурс на должность специалиста по рыбоводству. Михаил Павлович подал прошение, прошел по конкурсу и был направлен в Германию, где в течение двух лет специализировался в области ихтиологии. Семья в это время жила в Тамбове. В 1912 г. Михаил Павлович начал работать в Министерстве земледелия, и Сомовы переселились в Петербург.

После революции отец Михаила Михайловича преподавал в Петроградском агрономическом институте, а затем стал заведовать опытным рыбоводческим хозяйством в Ропше под Петроградом. В 1921 г. Михаил Павлович был назначен заместителем директора Института рыбного хозяйства, семья переехала в Москву.

В Москве Михаил Сомов закончил школу-девятилетку со счетоводным уклоном. Найти работу счетовода было сложно, и Михаил работал сначала учеником в артели „Смолокур”, а затем токарем в механических мастерских при Московской автошколе.

В 1928 г. Сомов-старший получил назначение на должность заместителя директора по научной работе Тихоокеанской научно-промысловой станции, преобразованной затем в Тихоокеанский институт рыбного хозяйства (ТИРХ, ныне ТИНРО). Сомовы переехали на Дальний Восток.

Во Владивостоке Михаил Михайлович стал работать токарем по металлу в механических мастерских Дальневосточного университета,  а в 1929 г. поступил в Дальневосточный политехнический институт на факультет кораблестроения. Проучившись менее года, он вынужден был оставить институт и вновь пойти работать токарем.

В 1932 г. семья Сомовых отправилась к новому месту назначения отца — в Мурманск. (Доктор биологических наук, профессор Михаил Павлович Сомов жил в Мурманске и работал заведующим Ихтиологической лабораторией Полярного института морского рыбного хозяйства и океанографии до 1950 г.) Михаил остался во Владивостоке.  В 1933 г. из Астрахани на работу в ТИРХ приехала  Серафима Григорьевна Генерозова, вскоре ставшая женой Михаила Михайловича. В 1933 г. в молодой семье родился сын Глеб.

В 1933 г. Михаил Сомов начал работать лаборантом в ТИРХ.  В это время на базе института под руководством ученых-гидробиологов Петра Юльевича Шмидта и Константина Михайловича Дерюгина была организована крупная экспедиция для проведения океанографической и рыбохозяйственной съемки дальневосточных морей.  Это была первая экспедиция, в которой принял участие будущий знаменитый ученый Сомов. На тральщике „Арнольд” он исполнял обязанности техника-гидролога.

В том же году Михаил продолжил обучение на втором курсе вечернего отделения Дальневосточного политехнического института и перешел на работу в Управление безопасности кораблевождения Дальнего Востока на должность научно-технического сотрудника гидрометеорологического отдела.

В 1934 г. Сомов был зачислен на второй курс гидрологического факультета Московского гидрометеорологического института, а летом 1935 г. сдал экзамены уже за третий курс. Он с увлечением занимался в океанологическом кружке, организованном профессором Зубовым, где с докладами перед студентами, кроме Н. Н. Зубова, выступали профессора В. В. Шулейкин и С. П. Хромов. Многие из вопросов, обсуждавшихся на семинарах кружка, стали в дальнейшем темами научных разработок. Именно тогда под влиянием Н. Н. Зубова Михаил Михайлович заинтересовался исследованием ледового режима арктических морей. Уже в студенческие годы Сомов написал несколько научных статей, а его блестящая дипломная работа была опубликована как научный труд. В 1937 г. Сомов был направлен на работу в Центральный институт прогнозов (ЦИП) и вскоре возглавил небольшую группу северных морей в секторе гидрологических прогнозов ЦИП.

В 1938 г. Сомов получил от руководства ЦИП задание — составить ледовый прогноз на период арктической навигации. Составление таких прогнозов было делом новым, поэтому Михаил Михайлович привлек к работе своего однокурсника Ивана Гавриловича Овчинникова. В течение четырех месяцев Сомов и Овчинников изучали  ледовый и гидрологический режим арктических морей по всевозможным печатным и рукописным источникам, читали отчеты капитанов о плаваниях в Арктике в предыдущие годы. В результате прогноз был составлен, и Сомов доложил его сначала на совещании в ЦИП, а затем на Межведомственном бюро ледовых прогнозов Главсевморпути, где он был одобрен. На этом же заседании Бюро обсуждался вопрос о проведении ледовой разведки силами полярной авиации и было принято решение подключить к авиаразведке гидрологов-прогнозистов. В число первых авиаразведчиков попал М. М. Сомов. В навигацию 1938 г. он занимался составлением ледовых прогнозов и принимал участие в многочисленных полетах.

После окончания навигации Сомов вернулся в ЦИП, и в секторе, который он возглавлял, стала преобладать полярная тематика. Сам Михаил Михайлович сосредоточил свое внимание на исследовании дрейфа льда в Полярном бассейне. Его первая статья на эту тему была в 1939 г. опубликована в журнале „Проблемы Арктики”.

В 1939 г. Сомову предложили принять участие в работе Штаба морских операций Западного района Арктики в качестве гидролога-консультанта. Штаб базировался на ледоколе „И. Сталин”. В июле—сентябре 1939 г. ледокол совершил первое двойное сквозное плавание по Северному морскому пути в одну навигацию. По окончании работы Штаба Сомов вернулся в Москву.

В 1939 г. при Главном управлении Северного морского пути был создан Отдел ледово-синоптической службы, который находился в ведении Арктического института. Михаил Михайлович перешел на работу в этот Отдел, переехал в Ленинград, а в январе 1940 г. был зачислен в аспирантуру АНИИ. Темой своей диссертации он избрал разработку методов прогнозов ледовых условий Карского моря. В навигацию 1940 г. он вновь был направлен на работу в Штаб морских операций на ледокол „И. Сталин”, а осенью того же года участвовал в плавании вверх по Енисею до Игарки на борту ледореза „Литке”.

Великая Отечественная война прервала мирные исследования в Арктике, и в ноябре 1941 г. Михаил Михайлович был назначен в Штаб Беломорской военной флотилии для гидрологического обслуживания беломорских ледовых операций. Весной 1942 г. группу полярников, в том числе и Сомова, откомандировали в распоряжение Главсевморпути для участия в проводке судов в Арктическом бассейне. Штаб морских операций Западного района Арктики с 1942 г. располагался на Диксоне. Отсюда Сомов руководил работой самолетов ледовой разведки, разрабатывал планы полетов, консультировал капитанов по вопросам ледовой обстановки, совершил несколько полетов для авиаразведки. В 1942 г. он участвовал в отражении нападения на Диксон фашистского крейсера „Адмирал Шеер”. Поздней осенью 1944 г. Штаб морских операций перебазировался в Архангельск, а Сомов вернулся в Ленинград и возобновил научную деятельность.

В 1945 г. за самоотверженную работу в период Великой Отечественной войны Михаил Михайлович Сомов был награжден орденом Красной Звезды, медалью „За оборону Советского Заполярья”, медалью „За победу над Германией” и получил нагрудный знак „Почетный полярник”.

В 1945 г. М. М. Сомов защитил кандидатскую диссертацию. Его работа была посвящена формированию ледяных массивов в Карском море. После защиты он был назначен гидрологом Центрального штаба морских операций в Главном управлении Северного морского пути. В октябре 1945 г. он в качестве гидролога-наблюдателя участвовал в первом послевоенном полете на Северный полюс на самолете Ли-2 с бортовым номером „СССР Н-331”, экипажем которого командовал известный полярный летчик Михаил Алексеевич Титлов. Первый полет в высокие широты, осуществленный в условиях полярной ночи, широко освещался в печати.

Летом 1946 г. Арктическим институтом была организована комплексная Восточная высокоширотная экспедиция на ледоколе „Северный полюс”. В этой экспедиции, которую возглавлял профессор И. В. Максимов, Сомов исполнял обязанности его заместителя по научной части.

В 1948 г. была осуществлена Воздушная высокоширотная экспедиция „Север”, в состав которой входили так называемые прыгающие отряды. Работой этих отрядов руководил М. М. Сомов. В апреле—мае экспедицией были организованы восемь временных баз на льду, в том числе в точке географического Северного полюса, на которых проводились разнообразные научные исследования. Весной 1949 г. Сомов возглавил следующую экспедицию „Север”, проводившую исследования западной части Центральной Арктики. Во время работы этих экспедиций советскими исследователями было сделано крупное географическое открытие — открыт подводный хребет Ломоносова.

6 декабря 1949 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении  командиров самолетов и руководителей экспедиции „Север”. В числе награжденных орденом Ленина был Михаил Михайлович Сомов.

Когда было принято решение об организации второй дрейфующей станции СП-2, ее начальником был назначен Сомов. В ночь на 1 апреля 1950 г. первая группа полярников во главе с Михаилом Михайловичем была доставлена на льдину. Сомов не только руководил организацией станции, но и работал на ней наблюдателем, занимался разработкой новых приборов. Так, вместе с механиком Комаровым он сконструировал и изготовил дрейфограф — автоматический прибор для непрерывной регистрации дрейфа льда. Станция СП-2 работала в Северном Ледовитом океане в течение 376 дней и была эвакуирована 11 апреля 1951 г.

1 июня 1951 г. М. М. Сомов был назначен заместителем директора Арктического института по научной части.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1952 г. за успешное выполнение заданий правительства и проявленные при этом мужество и отвагу заместителю директора Арктического научно-исследовательского института Михаилу Михайловичу Сомову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали „Золотая Звезда”.

В 1954 г. Сомов защитил в АНИИ докторскую диссертацию на тему „Дрейфующие ледяные аэродромы”.

В 1954 г. было принято решение об участии Советского Союза в программе Международного геофизического года (МГГ). Особое внимание при этом было уделено исследованию Антарктиды.  12 августа 1955 г. Президиум Академии наук утвердил Сомова начальником первой Комплексной антарктической экспедиции АН СССР, в задачи которой входила организация советских антарктических исследований.

Первая группа полярников прибыла на ледяной континент в начале января 1956 г. Одновременно с разгрузкой судов началось строительство станции, а 13 февраля 1956 г. состоялось официальное открытие первой советской научной станции в Антарктиде — обсерватории Мирный. Первую зимовку на станции возглавил начальник КАЭ Михаил Михайлович Сомов. Под его руководством в обсерватории начались регулярные метеорологические наблюдения, радиозондирование атмосферы, наблюдение за ионосферой, позже вступила в работу сейсмическая станция, началась регистрация вариаций магнитного поля Земли. В апреле 1956 г. Сомов организовал санно-тракторный поход в глубь континента, во время которого состоялось открытие станции Пионерская. 15 октября 1956 г. участниками экспедиции в районе оазиса Бангера на берегу озера Фигурного была открыта еще одна научная станция — Оазис.

Из Антарктиды Сомов вернулся всемирно известным полярным исследователем. 1 июля 1957 г. он был назначен заместителем директора по антарктическим исследованиям ААНИИ — ему было поручено планирование всех советских антарктических исследований.

В 1958 г. был создан международный Специальный комитет по антарктическим исследованиям (SCAR). В качестве представителя СССР М. М. Сомов принимал участие в совещаниях SCAR, проходивших в 1958—1960 гг. в Москве, Мельбурне, Канберре, Буэнос-Айресе и Кембридже. Он был одним из разработчиков Договора об Антарктике, подписанного в Вашингтоне 1 декабря 1959 г. представителями 12 государств, участвовавших в антарктических исследованиях по программе МГГ.

В 1959 г. „за его большой вклад в организацию и руководство широкой и плодотворной научной деятельностью советских экспедиций в полярных районах и прежде всего во время Международного геофизического года” М. М. Сомов был награжден медалью „Вега” Шведского королевского общества антропологии и географии. (До Сомова эта медаль, которой награждаются выдающиеся путешественники, ученые и исследователи, была в 1926 г. вручена руководителю Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910—1915 гг. Б. А. Вилькицкому.) В 1961 г. заслуги Сомова были отмечены Королевским географическим обществом Великобритании — он был награжден золотой медалью патронессы общества (английской королевы).

Осенью 1962 г. М. М. Сомов вновь отправился в Антарктиду — на сей раз начальником Восьмой сезонной советской антарктической экспедиции. Во время работы Восьмой САЭ в западной части Земли Эндерби была открыта станция Молодежная, на долгие годы ставшая главной базой советских антарктических исследований.

В 1963 г. началась последняя экспедиция Сомова в Антарктиду. Он возглавил работу Девятой сезонной экспедиции, по окончании которой в мае 1964 г. вернулся в Ленинград.

Состояние здоровья не позволило Михаилу Михайловичу продолжать активную научную и экспедиционную работу, в ноябре 1964 г. он ушел с поста заместителя директора ААНИИ. Более двух лет Сомов работал в отделе антарктических исследований, занимался редактированием и подготовкой трудов Советских антарктических экспедиций. В марте 1967 г. он вышел на пенсию.

30 декабря 1973 г. Михаил Михайлович Сомов скончался. Он похоронен в поселке Комарово Сестрорецкого района Ленинградской области, на его могиле стоит памятник, сделанный из двух камней, привезенных из Антарктиды. В Петербурге на стене „дома полярников”, где жил М. М. Сомов, установлена мемориальная доска из серого гранита.

Имя М. М. Сомова носит ледник, расположенный в Антарктиде в горном массиве Вольтат на Земле Королевы Мод  (71° 26′ ю. ш., 12° 35′ в. д.), и окраинное море Тихоокеанского сектора Южного океана между морями Росса и Дюмон Д‘ Юрвиля (координаты центральной части моря: 60° 00′ ю. ш., 162° 00′ в. д.). В 1975 г. в составе 21-й САЭ первый рейс совершило научно-экспедиционное судно „Михаил Сомов”.

Контактная информация:

199397, Россия, С.-Петербург,
ул.Беринга, 38 (ААНИИ)
тел.: +7 (812) 352-2735