История полярных исследований / Персоналии / Соломон Август Андре /
Соломон Август Андре
Шведский полярный исследователь, руководитель экспедиции к Северному полюсу на воздушном шаре «Орел».
Соломон Август Андре родился 18 октября 1854 г. в небольшом шведском городке Гренна в многодетной семье аптекаря (в семействе Андре было пять сыновей и две дочери).
Под руководством матери Соломон обучился грамоте, затем поступил в среднюю школу Гренна, а в 1865 г. перешел в среднюю школу в Йончопинге. Окончив пять классов, он уехал в Стокгольм, где прошел подготовительный курс и поступил в Королевскую высшую техническую школу (Kungliga Tekniska Hogskolan). Своей специальностью Андре избрал физику, в изучении которой ему помогал профессор Роберт Даландер. В 1874 г., окончив школу, Соломон Андре стал работать чертежником на механическом заводе Йоранссона в Стокгольме.
Спустя два года молодой физик отправился в Филадельфию (США), где при помощи шведского генерального консула устроился работать в шведский отдел Всемирной выставки 1876 г. В Филадельфии Андре впервые заинтересовался воздухоплаванием и даже получил первые уроки этой науки под руководством опытного воздухоплавателя Уайза, совершившего около четырехсот полетов.
Через полгода, серьезно заболев, Андре покинул Америку и вернулся в Швецию. Некоторое время он работал в качестве инженера, затем приобрел механическую мастерскую. Однако дела в мастерской шли плохо, и Андре был вынужден продать ее. С помощью профессора Даландера Андре получил место ассистента по физике в Королевской высшей технической школе.
В 1882 г. Швеция приняла участие в исследовании Арктики по программе Первого международного полярного года, организовав полярную обсерваторию на мысе Тордсон (Cap Thordsen) (Шпицберген). Руководителем обсерватории был назначен сотрудник Метеорологического общества в Стокгольме Нильс Густав Экхольм. В число участников экспедиции был зачислен и Соломон Андре, которому было поручено проведение наблюдений над атмосферным электричеством и земным магнетизмом.
Экспедиция прибыла на Шпицберген в июле 1882 г., а 15 августа на мысе Тордсон начались регулярные метеорологические наблюдения. Активно включился в работу и Андре. По воспоминаниям Экхольна, наблюдения за электричеством, организованные на станции молодым физиком, были образцовыми. Благодаря энергии и изобретательности Андре исследования проводились без перерывов, вызванных техническими неполадками; за год работы станции было проведено около 15 000 наблюдений. 23 августа 1883 г. обсерватория завершила работу по программе Первого МПГ, и Андре вернулся в Стокгольм.
В 1885 г. он был назначен руководителем технического отдела Бюро патентов. Работая на этом посту, он сумел добиться некоторых улучшений в законах об изобретателях, а также выступить инициатором организации шведского Общества изобретателей.
Не забыл Андре и своего юношеского увлечения — воздухоплавания. Для того чтобы лучше ознакомиться с изготовлением воздушных шаров, он несколько раз ездил во Францию. В 1893 г. Андре получил от благотворительной организации небольшую сумму денег на покупку воздушного шара. Первый подъем на шаре «Свеа» Андре совершил в Стокгольме 15 июля 1893 г. Начинающий воздухоплаватель тщательно готовился к этому событию, а во время полета изучал метеорологические условия на разных высотах, характер воздушных течений, состав воздуха и пр. В августе он совершил второй полет, в октябре — третий. Этот полет едва не стал последним — шар унесло сильным ветром, и лишь через десять часов Андре смог приземлиться на пустынном острове в финских шхерах.
Всего в 1893—1895 гг. Андре на воздушном шаре «Свеа» совершил девять полетов, продолжавшихся в общей сложности более 40 часов. За это время шар пролетел около 1500 км, наибольшей высоты подъема он достиг в полете 7 апреля 1894 г. 29 ноября 1894 г. во время восьмого полета Андре установил рекорд дальности — за 3 часа 45 минут шар пролетел от Гетеборга до Готланда, преодолев расстояние 400 км. Последний полет на «Свеа» Андре совершил 17 марта 1895 г.
Полеты на «Свеа» были для Андре не только тренировочными, энтузиаст-воздухоплаватель постоянно занимался совершенствованием шара: впервые применил волочащийся по земле гайдроп в комбинации с убираемым парусом управления, что давало возможность заставить шар отклоняться от направления ветра, использовал при посадке разрывное приспособление, дававшее возможность выпустить газ из шара за одну-две минуты. Во время всех полетов Андре проводил научную работу, выполнив в общей сложности более 400 научных наблюдений.
В 1894 г. на одном из собраний Шведского общества географов и антропологов Андре познакомился со знаменитым полярным путешественником Э. Норденшельдом и рассказал ему о своей заветной мечте — предпринять научную экспедицию в Арктику на воздушном шаре. Норденшельд одобрил идею Андре и пообещал свою помощь в организации такого предприятия.
Свой план организации воздушной экспедиции к Северному полюсу Соломон Андре впервые изложил 13 февраля 1895 г. на заседании Шведской Академии наук, а 15 февраля повторил свой доклад в Шведском географическом обществе.
Согласно плану Андре необходимо было построить воздушный шар, способный поднять трех человек, провизию, приборы и инструменты (общая грузоподъемность такого шара должна была составлять около 3 т). Этот шар планировалось изготовить из плотного материала, чтобы он смог держаться в воздухе не менее 30 суток. Наполнить шар газом Андре предлагал непосредственно в полярной области. Опыт, приобретенный Андре во время полетов на «Свеа», позволил ему предложить снабдить шар парусами и гайдропами для обеспечения наибольшей управляемости.
Андре планировал стартовать со Шпицбергена и преодолеть расстояние до полюса (около 1200 км) за двое суток. Продовольствия предлагалось взять на четыре месяца, а в случае вынужденной зимовки участники экспедиции должны были пополнять запасы охотой и рыбной ловлей.
План экспедиции на воздушном шаре, предложенный Андре, широко обсуждался в общественных кругах Швеции. Организация подобной экспедиции требовала значительных средств, для их получения был объявлен сбор пожертвований. Первым из пожертвователей стал инженер Альфред Нобель, внесший половину требуемых денег. Остальные средства были выделены королем Оскаром II, промышленником Диксоном и профессором Ретциусом.
Воздушный шар для полярной экспедиции Андре был построен в Париже. При его постройке были учтены все новейшие достижения науки и техники.
В июне 1896 г. начальник экспедиции Соломон Андре, метеоролог и астроном Нильс Экхольм и физик и фотограф Нильс Стриндберг на грузовом судне «Вирго» были доставлены на Шпицберген. Планировалось, что экспедиция начнется в августе, однако из-за неблагоприятной погоды вылет долгое время задерживался, а в конце августа Андре принял решение о переносе экспедиции на следующий год.
Вернувшись осенью 1896 г. в Бюро патентов в Стокгольме, Андре продолжил подготовку к экспедиции. Место Нильса Экхольма в группе занял молодой инженер Кнут Френкель. 18 мая 1897 г. канонерская лодка «Свенскунд», предоставленная шведским правительством в распоряжение экспедиции, вышла из Гетеборга. На ее борту находились воздушный шар, гондола и аппарат для добывания газа. В конце мая лодка бросила якорь у берега Шпицбергена. Туда же на судне «Вирго» прибыли и участники экспедиции.
11 июля 1897 г. в 13 ч 46 мин воздушный шар, который аэронавты назвали «Орел», взлетел с острова Дэйнс. При подъеме оборвались три гайдропа, и шар практически стал неуправляемым. Движимый попутным ветром, «Орел» пролетел в северо-восточном направлении около 480 км, то поднимаясь на значительную высоту, то опускаясь почти до поверхности и ударясь о лед. 14 июля Андре принял решение о прекращении полета. Шар опустился на лед в 800 км от цели экспедиции — Северного полюса.
После недельной подготовки к пешему походу 22 июля путешественники отправились в сторону мыса Флора (Земля Франца-Иосифа), где располагался склад продовольствия экспедиции. Путь по дрейфующим льдам был чрезвычайно сложным, приходилось преодолевать трещины и разводья, перебираться через торосы. Несмотря на нехватку продовольствия, холод и усталость, во время этого похода отважные исследователи не прекращали научных исследований: производили астрономические определения своего местоположения, выполняли метеорологические наблюдения, заносили в дневники описания встречавшихся животных. В конце сентября участники экспедиции достигли южного берега острова Белый, установили на нем палатку и приступили к постройке дома.
Через 33 года, 6 августа 1930 г., последний лагерь экспедиции Соломона Андре был обнаружен экипажем норвежского судна «Братвог». Найденные на месте гибели экспедиции документы позволяют предположить, что Андре, Френкель и Стриндберг умерли в середине октября 1897 г.
Останки отважных воздухоплавателей в октябре 1930 г. на канонерской лодке «Свенсксунд» в сопровождении почетного эскорта были доставлены в Швецию.
В честь Соломона Андре северная часть острова Западный Шпицберген названа Землей Андре.
М.В. Дукальская,
заместитель директора по науке РГМАА