главные события / Экспертный совет по Арктике при Председателе Совет... /
Экспертный совет по Арктике при Председателе Совета Федерации обсуждает комплекс вопросов развития этого региона
13.12.2010
Проблемы и предложения по реализации «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» были обсуждены на заседании Экспертного совета по Арктике при Председателе Совета Федерации. В его работе приняли участие парламентарии, представители федеральных и региональных органов государственной власти и управления, научного сообщества России. Открыл дискуссию глава палаты Федерального Собрания РФ Сергей Миронов. Председатель Совета Федерации подчеркнул неуклонно возрастающее стратегическое значение Арктической зоны для России. Этот район, по его словам, обеспечивает сегодня более 10 процентов национального дохода нашей страны. Здесь, заявил С.Миронов, создаётся более 20 процентов объёма общероссийского экспорта. С учетом огромного потенциала региона, сказал Председатель СФ, уже через несколько десятилетий Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты. Глава палаты российского парламента отметил, что вопросы развития Арктической зоны требуют пристального и постоянного внимания. «Как вы знаете, действующее федеральное законодательство далеко не в полной мере соответствует задачам модернизации Арктики и содержит много пробелов. До сих пор не приняты федеральные законы «Об Арктической зоне Российской Федерации» и «О Северном морском пути». Действия разных федеральных ведомств по вопросам развития Арктики часто не согласованы и не учитывают специфику региона», – подчеркнул С.Миронов. Именно поэтому, по его словам, был создан Экспертный совет по Арктике; его первое заседание прошло в июне 2010 года. Он указал на большую работу, проведенную советом. В частности, продолжал он, в октябре было проведено заседание секций социально-экономического развития и военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, пролегающей в Арктической зоне страны, информационных технологий и связи, а в ноябре – секций международного сотрудничества, военной безопасности. Сегодняшнее заседание, по словам Председателя СФ, посвящено вопросам состояния реализации Основ государственной политики в арктической зоне и подготовки ежегодного Доклада Экспертного совета по Арктике. «Прежде всего в части законодательного обеспечения деятельности по разрешению проблем в Арктике», – заявил он. Арктический регион России, продолжал глава палаты Федерального Собрания, переживает в настоящее время ряд трудностей. К числу острейших он отнес низкий уровень геолого-геофизической изученности этого района страны. Недопустимо мало средств, по его словам, направляется в разведку и разработку месторождений на арктическом континентальном шельфе. «Это не позволяет достичь уровня добычи углеводородов, определённых государственными решениями. Так, финансирование геологоразведочных работ за счет средств недропользователей в 2009 году было на 30 процентов меньше, чем в 2008 году. Это привело к невыполнению в 2009 году лицензионных соглашений в части сроков начала бурения на лицензионных участках». Планируемый уровень бюджетного финансирования, заявил С.Миронов, не просто недостаточен, а опасен с точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны. Среди экономических проблем обширного региона России Председатель Совета Федерации назвал свёртывание градообразующих производств, упадок инфраструктуры, отток трудоспособного населения. По его словам, большую обеспокоенность вызывает сокращение числа полярных станций и неудовлетворительное состояние ледокольного флота. Арктические объекты инфраструктуры остро нуждаются в модернизации с учётом современных мировых стандартов, подчеркнул С.Миронов. «Для развития северных территорий страны, – заявил он, – необходимо масштабное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций». Между тем, по его словам, нарастает отток финансовых средств из арктических районов, наблюдается недостаточный объём государственных и частных инвестиций. Глава палаты российского парламента обратил внимание на резкие социальные и экономические различия северных регионов. «Есть субъекты Федерации с большим потенциалом развития, есть депрессивные регионы. Поэтому к каждому из этих субъектов нужен особый, индивидуальный подход», – заметил он. Особое внимание, продолжал С.Миронов, необходимо уделять законодательному обеспечению решения гуманитарных вопросов. Ведь от качества развития человеческого потенциала, от уровня жизни населения, и в первую очередь коренных малочисленных народов Севера, сказал он, зависит устойчивое развитие региона. Кроме того, добавил Председатель СФ, гуманитарная сфера открывает большие возможности для развития международного сотрудничества. «Необходимо эти возможности использовать наиболее полно в целях укрепления позиций Российской Федерации на международной арене». К числу важнейших относится вопрос наращивания научной базы, необходимой для грамотного, бережного и эффективного использования арктических ресурсов, заявил С.Миронов: Арктика требует непрерывных и глубоких научных исследований. Например, отметил глава палаты российского парламента, в области изучения проблемы изменения климата, которая находится сегодня в центре внимания всего мирового сообщества. Напомнив слова Президента страны Дмитрия Медведева о необходимости создания многоцелевой космической системы «Арктика» и формирования подсистем геолого-геофизического, навигационного, гидрометеорологического и климатического мониторинга, Председатель Совета Федерации указал: «Из северных морей лишь Баренцево и Карское характеризуются как умеренно изученные, что, однако, в десятки и сотни раз уступает изученности зарубежных акваторий, например, США, Норвегии, Великобритании и других государств, активно разрабатывающих морские месторождения». По его словам, моря Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское практически не исследованы из-за тяжелых природно-климатических условий, крайне высокой стоимости работ и сезонности их проведения. Чрезвычайно важным С.Миронов назвал вопрос подготовки кадров для работы в Арктической зоне. Крайне острым, по его словам, является дефицит инженерно-технических кадров на новых технологических направлениях развития Арктики. Он обратил внимание членов Экспертного совета, что сегодня законодательство в сфере науки и образования активно развивается. «Уже заложена основа и происходит ускоренное формирование законодательной базы инновационной деятельности. На повестке дня стоит вопрос о доработке и принятии нового базового закона «Об образовании, – добавил он. – Научное и образовательное законодательство страны должно быть проанализировано с точки зрения обеспечения реализации наших арктических интересов». С удовлетворением отметив факт создания в уходящем году на базе Архангельского государственного технического университета Северного (Арктического) федерального университета, С.Миронов заметил, что приоритетами программы этого нового образовательно-научного центра станут развитие инфраструктуры Арктики; комплексное использование биоресурсов; развитие северной и полярной медицины и здравоохранения; защита и сохранение окружающей среды; а также развитие высокотехнологичного производства и социально-гуманитарной сферы в Арктике. Председатель Совета Федерации подчеркнул, что сохранение и укрепление позиций России в Арктике будет служить повышению качества и безопасности жизни всех граждан нашей страны. Вместе с тем, по его словам, именно в этом регионе качество жизни и работы должно отвечать самым высоким современным стандартам. Он указал на необходимость особой заботы о потребностях коренных малочисленных народов Севера. «Мы должны сделать всё, чтобы те, кто родился и вырос на Севере, молодёжь нашей страны в целом, рассматривали работу в арктической зоне как одно из перспективных направлений, где можно реализовать свои способности». Как заявил глава верхней палаты российского парламента, Арктика всё чаще становится предметом международных споров, поскольку здесь пересекаются серьёзные геополитические и экономические интересы. Он высказал убеждение, что «существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнёрства, на основе действующих международно-правовых норм». И Россия, и другие арктические государства, по его словам, заинтересованы в международном сотрудничестве на основе реализации своих естественных конкурентных преимуществ. «Превосходным тому примером является подписанный в сентябре этого года российско-норвежский Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Значение этого договора выходит далеко за рамки двусторонних отношений. Можно сказать, что его подписание придаёт новый импульс международным отношениям, создаёт хороший задел для развития диалога и с другими арктическими государствами», – заключил Председатель Совета Федерации. |